Сайт Захаровой Ирины Евгенеьевны
МБОУ "Красночетайская СОШ"
Учитель ИЗО и технологии

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [7]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Мои файлы

кеске
15.03.2013, 11:59

План-конспект урока

Класс: 7

Время: 1 часа

Тема: « КЕСКЕ – СИМВОЛ СОЛНЦА» .  . (Символика, цвет, композиция).

Цель:1.Ознакомление с КЕСКЕ (нагрудной вышивкой),как обязательным элементом в чувашском женском платье;

А) ознакомление с символом узора кеске,

Б) цвет в узоре,

В) композиция.

2.Показать отличия вышивок в женском платье сунтах и кеске и их схожесть.

3.Выработка навыков рисунка  геометрического узора в стиле узоров «кеске».

4.Вызвать у учащихся чувство любви и гордости к родному краю через чувашскую народную вышивку.

 

Пособия для учителя. Эскизы кеске, сунтах, фрагменты его исполнения (рисунки), вышитые сурбаны, салфетки с чувашским узором в современном исполнении, выставка работ учащихся. Демонстрация современного сценического костюма, компьютер, экран.

Материалы для работ учащихся. Бумага формата А- 4, линейка, карандаш, цветная бумага, черный фломастер или гелевая ручка.

Музыкальный ряд. Чувашские народные песни.

Литературный ряд.

*Альбом чувашское народное искусство. Чебоксары. Чувашское книжное издательство.1981 г.

*Трофимов А.А. Проблемы народно искусства Чувашии. Чебоксары. Чувашское книжное издательство.1985 г.

*Трофимов А.А. Орнамент в чувашской народной вышивке. Чебоксары. Чувашское книжное издательство.1977 г.

*Анцигина А.А. Учимся вышивать. Чебоксары. Чувашское книжное издательство. 1992 г.

*Культура чувашского края. Часть I. Чебоксары. Чувашское книжное издательство.

*Русский народ. Его обычаи, обряды, предания , суеверия, поэзия. Собрание под редакцией М.Запбылина. Репринтное воспроизведение издания1880 г. Москва. Издательство «Автор».1992 г.

Время:45 мин.

Практическая работа учащихся.Эскиз чувашского узора кеске.

 

ПЛАН УРОКА.

 

Действия учителя

Действия ученика

I. Оргмомент. (1 – 2 мин.)

Приветствие. Организационный момент.

Отмечают отсутствующих. Настрой на работу.

II. Справочный материал. Изложение новой темы. (15 -18 мин.)

 

Изложение нового материала

ü  Из истории,

ü  Символика, цвет, назначение кеске,

ü  Расшифровка кеске

ü  Различие кеске и сунтах,

ü  Использование кеске в современном рукоделии.

Отвечают на вопросы:

ü  Есть ли у вас дома изделия с национальной чувашской вышивкой?

ü  Кто вышивал это изделие?

ü  На что похож узор кеске?

ü  Какие цвета можно увидеть в вышивке, какие цвета преобладают?

ü  В настоящее время можно увидеть узор кеске, где?

ü  Почему вышитый узор кеске заменяют на нашивку из лент сунтах

III. Практическая работа учащихся. (20 -25 мин.)

 

Объясняет задание.

Выполняют задание, используя образцы, но создают свой узор

IV.Подведение итогов урока. (2 -3 мин.)

 

Подведение итогов урока.

Запись домашнего задания в дневниках.

 

ХОД УРОКА.

1.ОРГМОМЕНТ.

2.СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.

    Из истории. Вышивкой чуваши украшали ряд предметов быта и одежды Женские рубашки, платья, головные повязки, полотенца, покрывала, рубашки, платки и так далее. Каждый узор на том или ином предмете имел свое название и выполнялся особыми приемами системы построения и композиционные принципы, предназначенные для определенного узора, зависели от места расположения  орнамента на одежде и назначения ее деталей.

Девочки с 5 -6 лет учились рукоделию. К 12 -14 годам многие из них, освоив секреты мастерства, многообразие техники, становились прекрасными вышивальщицами. Девичий костюм не имел розеток – нагрудных кеске, наплечников, нарукавных узоров. Молодые девушки свои наряды, предназначенные для праздников или весенних хороводов УЯВ, вышивали скромно. Все мастерство и умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды.

Символика, цвет, композиция, назначение кеске.

Большое место в чувашских узорах занимает восьмиугольник, который исследователи называют по разному : «ромбовидный», «крестообразный», «восьмигранник» и т.д. такой орнамент у чувашей назывался «кеске». Вышивался он на нагрудной части женской рубашки попарно с 2-х сторон, на свадебных платках, покрывалах невесты, входил как элемент узора в украшениях свадебных подушек. Композиция его образуется четырьмя элементами, наложенными друг на друга или восемью частями отходящими от центра медальона.

По мнению Р.И.Ашмарина (исследователя) кеске изображает солне как показателя жизни. Розетки кеске вышивались попарно по обеим сторонам грудного разреза женской рубашки. По стилю исполнения  кеске носит легкий ажурный характер. Древнее смысловое значение связано со символом солнца. Не во всех  кеске узор представлен замкнутым восьмиугольником, но сама форма выступает как припцип. Не во всех нагрудных медальонах восьмиугольная композиция, которая исходит из образца «солнца с лучами» означает только светило. Некоторые исследователи высказывают мнение, что узор кеске имел магический смысл оберегать женскую грудь – признак материнства, начала жизни.

Кроме того кеске вышивался и как декоративный узор (более поздний вариант).Таким образом кеске понималось как:

*образ солнца,

*узор, оберегающий благополучие женщины-матери,

*узор, выступающий как форма выражения мыслей, связанных с явлениями жизни, но порой не говорящие ни о солнце, ни о начале жизни,

*узор, выполняющий чисто декоративную роль.

Кеске типична для старинных вышитых белых рубах, бытовавших в середине и конце XIXвека, у группы чуваш «анатри» (низовые), позднее и у группы промежуточных, то есть «анат енчи». Встречается вышивка с геометрическим, животным орнаментом. Преобладающий цвет красный, синий, желтый, зеленый, черный. Во время экспедиции удалось записать и другое название кеске – «чече карти» (ограда груди). Кеске в виде розеток отмечает в женской рубашке – зрелость женщины. Нагрудная вышивка женской рубахи носит название «сыпмалла» (отрезная). Это связано с тем, что кеске часто изготавливалось отдельно, на прямоугольном куске белого холста и только потом вшивалась в нагрудную часть. Вышитые розетки с появлением фабричного материала – красного цвета постепенно заменялось разного рода нашивками. Так на груди рубахи на месте кеске стала нашиваться ромбовидная фигура из полосок красного кумача – «сунтах» у низовых чувашей.

Расшифровка кеске.От центра узора  отходят 4 узора, имеющие форму древа жизни. Между ними располагаются фигуры похожие на стрелы. Древа как бы отходят от центра , а 4 стрелы как бы направлены в центр медальона. Кеске имеет форму восьмиугольника./ Показ образца/.

 

На кеске изображены отходящие от центра узора «трезубцы». Обычай бытовавший у чувашей – во время солнечного затмения чуваши бросали в сторону солнца древесные ветки, похожие на вилы с тремя развилками («ветви древа жизни»), чтобы отпугнуть чудовище пожирающее солнце, спасти и плодлить жизнь светил

 

Различие «кеске» и «сунтах» .Кеске как правило вышивались по обе стороны грудного разреза женской рубашки попарно, число их доходило до четырех, иногда до шести. Сунтах – симметричная, часто ассиметричная вышивка (нашивка из лент) в форме ромба, трапеции.

Использование кеске в современном рукоделии. Вышивка и сегодня является одним из самых развитых видов народного творчества. Сейчас вышивают салфетки, полотенца, занавески, сумки, дорожки на стол, блузы, рубашки и другое. Центр вышивания – фабрика «Паха тере»  в с.Альгешево Чебоксарского района. В с.Красные Четаи также работал филиал фабрики до начала 90-х годов.

 

Демонстрация современного сценического костюма. Показ  использования традиционной и современной вышивки в изделиях.

 

3.ПРАКТИЧЕСКАЯ  РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

Задание. Поступил заказ на изготовление сценического костюма с нагрудной вышивкой. Нужно выполнить эскиз кеске  на формате А-4, используя символы, знаки чувашской вышивки. 

 

4.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Итак мы сегодня рассмотрели старинный чувашский узор кеске, который вышивался на платьях замужних женщин, свадебных платках жениха, покрывалах невесты. А в наши дни этот узор носит чисто декоративный характер. Но тем не менее такой же интересный и красивый.

Просмотр рисунков учащихся. Подведение итогов.

Категория: Мои файлы | Добавил: ira
Просмотров: 1803 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz